- МОСТ
МОСТ — (1) инженерное (часто и архитектурное) сооружение, обеспечивающее прокладывание через какое-либо препятствие (реку, канал, овраг, озеро, ущелье, железную дорогу и др.) того или иного наземного пути (шоссе, железной дороги и др.) и оставляющее под собой свободное пространство. Главными составными частями каждого М. являются: а) его нижнее строение — фундаменты опор и сами опоры (береговые — устои и промежуточные — быки); б) его верхнее (пролётное) строение. М. с передвижным пролётным строением для пропуска судов называются разводными, или подъёмными, М. с плавучими опорами — наплавными (напр. понтонный). М. делятся: по материалу пролётного строения — на каменные, деревянные, стальные, железобетонные; по системе пролётного строения — на арочные, балочные, рамные, висячие и комбинированные; по назначению — на пешеходные, автодорожные, железнодорожные, совмещённые, акведуки (см.), мосты-каналы и др.; по числу пролётов — на однопролётные, двухпролётные и многопролётные; по сроку службы — на постоянные и временные; по месту расположения — на городские и внегородские. К мостам обычно относят путепроводы и виадуки (см.); (2) М. измерительный — электрический прибор для измерения (см.) электрического сопротивления, ёмкости, индуктивности и др. электрических величин методом сравнения с образцовой мерой (см.). М. измерительный исполнен по схеме мостовой цепи (см. мост электрический) с гальванометром в качестве нуль-индикатора. Бывают М. постоянного и переменного тока; (3) М. самоходных машин — силовой агрегат автомобиля, трактора и др. транспортных средств; различают М.: а) задний — комплекс узлов, включающий жёсткую стальную балку цельной или разъёмной конструкции, картер главной передачи, кожухи полуосей и полуоси; осуществляет передачу крутящего момента от карданного вала или непосредственно от коробки передач к движителю; б) передний (см. рис.)— стальная двутавровая балка, соединяющая оба передних управляемых колеса машины; воспринимает через подвеску (рессоры) вертикальную нагрузку от кузова (рамы) и боковую от колёс; (4) М. электрический (мостовая цепь) — измерительная схема в виде электрической цепи (четырёхполюсник), состоящей из четырёх резисторов, называемых плечами М. и соединённых последовательно в замкнутую цепь. В одну диагональ четырёхполюсника, образованного двумя плечами, включается источник питания, а в др. — индикатор или нагрузка. М. электрический может питаться как постоянным, так и переменным током; применяется в измерительных приборах и устройствах электро- и радиотехники.
Мост измерительный
Г — гальванометр; Е — источник постоянного тока; Ri (Rt) — измеряемое сопротивление; R2 и Ra — плечи моста (резисторы); R — эталонное сопротивление
Передний мост автомобиля с независимой подвеской
Висячий мост
Наплавной мост
Большая политехническая энциклопедия. - М.: Мир и образование. Рязанцев В. Д.. 2011.